Мазут М-40, М-100, Ф-5
7 апреля 2011
Мазут М-40
Мазут переводится с арабского, как отбросы, и действительно, мазут получается в результате перегонки нефти, после выделения бензиновых, газойлевых и керосиновых составляющих, имеющих более низкую температуру испарения. Мазут – это отходы нефтеперерабатывающей промышленности, но отходы нужные и важные, для топливного производства. Физико-химические характеристики мазута, в первую очередь зависят от степени дистилляции и состава нефти.
Мазут представляет собой темно-коричневую смесь углеводородов, нефтяных смол, карбенов, асфальтенов, карбоидов и прочих металлосодержащих органических веществ. По степени перегона дистиллятных фракций мазуты подразделяются на моторные флотские мазуты и котельное топливо. Котельные топлива, мазуты марки М40 и М100, нашли свое применение в паровых стационарных котлах, маломощных отопительных установках, для жилых помещений, теплогенераторах не слишком большой мощности, а так же промышленных печах.
Мы не станем сравнивать качественные характеристики мазута М40 и корабельного топлива, так как к корабельным мазутам, самых распространенных марок Ф-5 м Ф-12 предъявляются совершенно другие требования.
Мазут М40 по качественным характеристикам намного превосходит своего непосредственного конкурента мазута М100. Давайте подробно рассмотрим эти отличия. Качество котельных мазутов определяется, вязкостью, содержанием воды и серы, механических примесей, зольностью, теплотой сгорания, средней температурой вспышки и застывания. Все эти показатели наглядно могут показать, в каких условиях можно допустить использование мазута.
Мазут М40 менее вязкий по сравнению с маркой 100, в него добавляют 10-15% дизельных фракций, тем самым добиваясь, большей текучести и снижения температуры застывания до 10°С. М100 уже при 25°С застывает, и для использования и транспортировки его приходится постоянно подогревать. В то время как М40, при благоприятных погодных условиях, можно без опасения перевозить и перегружать без дополнительного подогрева. Оптимальная рабочая температура для М100 порядка 60-70°С, что градусов на 20 выше, чем для М40.
Если обратиться к температуре вспышки, то и здесь М40 показывает лучший результат - 90°С, тогда как у М100 - 110°, а для М200, так и вообще 140. Теплота сгорания для различных видов мазута различается мало, где-то порядка 39-40,5 тыс. кДж/кг. Содержание серы в мазуте, мало влияет на его эксплуатационные свойства. Механические примеси в мазуте М40 допускаются в пределах 1%, если их станет больше, то горючие свойства пострадают.
Отдельный разговор пойдет о содержании влаги, по ГОСТу содержание воды в мазуте не должно превышать 1%. Топочный мазут М40 не слишком требователен к условиям хранения, но все же в результате длительного хранения может перенасытиться влагой, вбирая в себя конденсат и влажность, что не может не сказаться на его на его качестве, увеличивается температура возгорания и уменьшается выделяемое при сгорании тепло, а, следовательно, происходит перерасход топлива. Из-за чего любой мазут с длительного хранения продается по сниженной цене.
Мазут топочный М40 относится к мало опасным и не сильно токсичным химическим веществам, ему присвоен всего лишь 4 класс опасности, но это не говорит, о том, что надо пренебрегать техникой безопасности во время работы и транспортировки мазута.
Мазут М-100
Любой мазут является остаточным продуктом, образующимся при выделении из нефти более легких фракций (керосиновых, бензиновых и др.) С химической точки зрения мазут представляет собой набор углеводородов с примесью нефтяных смол, карбенов, асфальтенов, карбоидов и металлорганических соединений. Химический состав исходного сырья для получения мазута и тщательность отделения более легких фракций в процессе перегонки определяют химические и физические характеристики мазута.
Различные виды мазутов отличаются вязкостью и особенностями химического состава (в частности, содержанием серы). Мазут марки М100 принадлежит к топочным мазутам, то есть, тем, которые преимущественно используются в отопительных системах, котельных, тепловых генераторах и т.п. Главное его отличие от другой основной марки топочного мазута М-40 – отсутствие в мазуте М-100 фракций дизельного топлива (или среднедистиллятных фракций).
Для оценки качества мазутов (и вообще, для оценки соответствия стандартам) применяются такие параметры, как теплота сгорания, условная вязкость, температура воспламенения, температура застывания, зольность, процентное содержание (по массе) различных примесей и проч.
При оценке мазута марки М-100 следует обращать внимание на следующие основные характеристики:
- содержание различных примесей (в массовых долях); процентное содержание механических примесей (по массе) должно находиться в пределах от 0,1% до 1% (для мазута М100 этот показатель часто бывает близок к крайнему пределу); содержание серы (по массе) – от 0,5% до 3,5% (для М100 сравнительно высокое содержание серы является нормальным); содержание воды (по массе) – от 0,3% до 1% (М100 по этому показателю также не является лидером среди различных марок мазута);
- условная вязкость мазута М100 нормируется при температуре 80ºС и 100ºС и проверяется на соответствие стандарту;
- теплота сгорания (мазут М100 особенно с большой долей содержания серы обладает меньшей теплотой сгорания по сравнению, например с флотскими мазутами);
- температура воспламенения (находится в пределах от 80ºС до 110ºС; для М100 средний показатель ближе к 100ºС);
- зольность мазутов должна быть в пределах от 0,05% до 0,14% (М100 чаще всего не отличается низкой зольностью);
- температура застывания мазута марки М100 наиболее высокая в сравнении с другими видами мазутов; это объясняется отсутствием среднедистиллятных фракций в его составе, которые добавляются в мазуты для того, чтобы понизить температуру застывания (общие пределы для всех мазутов: от -5ºС до 25ºС).
Еще одно существенное замечание относительно покупки мазута. Как уже упоминалось, топочный мазут марки М100 чаще всего находит применение в отопительных системах, котельных. По этой причине в летний период цена на него несколько уменьшается (в большинстве регионов проблема отопления летом отсутствует). С другой стороны, при достаточно длительном хранении М100 (как и другие мазуты) значительно ухудшает свои характеристики (прежде всего, это касается увеличения массовых долей воды и механических примесей или загрязнений), то есть, заблаговременная закупка большого количества мазута вряд ли имеет смысл. Очевидно, что в свете этих соображений, при покупке мазута нужно придерживаться разумного компромисса описанных противоречивых факторов.
Мазут Ф-5
С массовой долей серы до 2%
Предназначен для применения в судовых энергетических установках.
Характеризуется относительно низкой вязкостью - не более 5.0 град. ВУ при 50 С, низкой температурой застывания - не выше минус 5 гр.С и высокой температурой вспышки - не ниже 80 гр.С.
Поставка преимущественно в вагонах - цистернах и водным транспортом в период навигации.
Наименование показателя |
| Норма для марки Ф5 |
| Метод испытания | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Вязкость условная при 50 гр.С, град. ВУ, не более |
|
5.0 |
|
ГОСТ 6258 | |||||||||||||||
2. Зольность, %, не более |
|
0.05 |
|
ГОСТ 1461 | |||||||||||||||
3. Массовая доля механических примесей, %, не более |
|
0.10 |
|
ГОСТ 6370 | |||||||||||||||
4. Температура застывания гр. С не выше |
|
минус 5 |
|
ГОСТ 20287 | |||||||||||||||
5. Температура вспышки в закрытом тигле, гр.С, не ниже |
|
80 |
|
ГОСТ 6356 | |||||||||||||||
6. Коксуемость, %, не более |
|
6.0 |
|
ГОСТ 19932 |